Глазкова Е.В.: "Какие 3 события в терапии рака молочной железы я считаю наиболее важными в уходящем году"

Клиника мужского и женского здоровья в Обнинске: Глазкова Е.В.: "Какие 3 события в терапии рака молочной железы я считаю наиболее важными в уходящем году"

Глазкова Елена Владимировна
Врач-онколог отделения лекарственных методов лечения (химиотерапевтического) №1 ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, кандидат медицинских наук, Москва

 

Прошедший год стал первым шагом к возвращению к «допандемийной» жизни, и большинство конгрессов, несмотря на заочный формат, порадовали нас новостями, способными изменить нашу практику уже в ближайшем 2022 году.

Отдаленные результаты исследования BrighTNess

Вклад добавления велипариба к комбинации паклитаксела и карбоплатина в неоадъювантной терапии тройного негативного рака молочной железы (РМЖ) хорошо известен нам с 2018 года [1]. В этом исследовании рандомизация пациенток осуществлялась на группы монотерапии паклитакселом, комбинации паклитаксела и карбоплатина, а также комбинации паклитаксела, карбоплатина и велипариба. Всем пациенткам была проведена терапия по схеме АС в стандартном или дозоуплотненном режиме. Первичной конечной точкой исследования являлась частота достижения полной патоморфологической регрессии (пПР). Частота достижения пПР в группе терапии паклитакселом составила 31%, при применении комбинации паклитаксела и карбоплатина – 53%, а в группе комбинации с велипарибом – 58%. Дизайн исследования не предполагал прямого сравнения в частоте достижения пПР между группами терапии паклитакселом и паклитаксела с карбоплатином, в связи с чем, несмотря на очевидность полученных различий, сделать аргументированный вывод о важности препаратов платины в режимах неоадъювантной терапии тройного негативного рака молочной железы мы не могли.

На конгрессе ESMO 2021 были представлены результаты 4-летнего наблюдения за данными пациентками (рис.1) [2]. Четырехлетняя бессобытийная выживаемость в группе пациенток, получивших терапию комбинацией паклитаксела, карбоплатина и велипариба, составила 78,2%, а в группе больных, получивших карбоплатин и паклитаксел, – 79,3%, в группе монотерапии паклитакселом – 68,5% (р=0,02). Достоверных различий в общей выживаемости получено не было, что связано с недостаточным сроком наблюдения.

[site:name]: [node:title]

В конце 2021 года мы можем уверенно говорить, что добавление препаратов платины не только увеличивает шанс на достижение пПР при тройном негативном раке молочной железы, но и оказывает значимое влияние на отдаленные результаты лечения данной группы больных. Хочется верить, что в новом году препараты платины займут более уверенное место в неоадъювантной терапии тройного негативного РМЖ.

Исследование OlympiA

Продолжая тему терапии раннего РМЖ нельзя не вспомнить о результатах исследования OlympiA, представленного на конгрессе ASCO 2021 [3]. В данном исследовании была изучена эффективность адъювантной терапии олапарибом у пациенток с BRCA-ассоциированным РМЖ (тройным негативным и РЭ+ HER2-). В исследовании приняли участие 1836 пациенток, которые после завершения запланированного объема неоадъювантной или адъювантной химиотерапии были рандомизированы на группы терапии олапарибом 300 мг 2 р/сут. или плацебо. Исследуемая терапия проводилась в течение 2 лет.

В данном исследовании было показано, что проведение адъювантной терапии олапарибом позволяет при 3-летнем наблюдении достоверно снизить риск отдаленного метастазирования на 7,1% (3-летняя выживаемость без отдаленных метастазов в группе олапариба 87,1% против 80,5% в группе плацебо, р<0,001). Кроме того, к 3 годам наблюдения были получены достоверные различия в общей выживаемости (3-летняя ОВ в группе олапариба составила 92,0% против 88,3% в группе плацебо, р=0,02). Однако при подгрупповом анализе было показано, что для пациенток, получивших платиносодержащий режим неоадъювантной терапии, достоверных преимуществ в бессобытийной выживаемости при назначении олапариба не получено.

В свете обновленных результатов исследования BrighTNess, несомненно, важность адъювантного назначения олапариба несколько меркнет, но данная опция терапии уже входит в клинические рекомендации, и в 2022-м мы сможем применять ее в своей практике.

Исследование Destiny-Breast03

Исследование Destiny-Breast03 [4], представленное на конгрессе ESMO 2021, имеет шансы изменить стандарт 2 линии терапии HER2-позитивного рака молочной железы. Трастузумаб дерукстекан является новым конъюгатом цитостатик-антитело и ранее показал свою эффективность в терапии HER2-позитивного РМЖ после исчерпания стандартных опций анти-HER2 терапии. В исследовании Destiny-Breast03 приняли участие 524 пациентки с диссеминированным HER2-позитивным РМЖ после прогрессирования на стандартной терапии 1-2 линии. Пациентки были рандомизированы на группы терапии трастузумабом эмтанзином (T-DM1) 3,6 мг/кг 1 раз в 21 день и трастузумабом дерукстеканом (T-DXd) 5,4 мг/кг 1 раз в 21 день в соотношении 1:1. Первичной конечной точкой исследования являлась БРВ при независимом центральном пересмотре. К 12 месяцам БРВ в группе терапии T-DXd составила 75,8% против 34,1% в группе терапии T-DM1 (рис.2). Данные по ОВ незрелые ввиду малого числа событий.

Применение трастузумаба дерукстекана оказалось значительно более токсичным, чем трастузумаб эмтанзин: частота тошноты достигла 72,8% против 27,6%, диареи – 23,7% против 3,8%, алопеции – 36,2% против 2,3%. Частота развития пульмонита на фоне применения T-DXd достигла 10,5% (в 0,8% – 3 степени).

[site:name]: [node:title]